Обращения граждан или просто «Чужие письма»

Сегодня мне на почту пришло письмо, с просьбой прокомментировать заявление,  поступившее на имя председателя Общественной палаты города Севастополя.

Я бы не стал заниматься комментированием  чужих писем, тем более адресованных не мне, если бы они носили личный характер, но в данном случае считаю возможным это сделать, поскольку  обращение публичное и затрагивает одно из конституционных прав граждан, право на обращение.

Я бы не сказал, что письмо носит оскорбительный характер, но издевательский тон в нем, по-моему, присутствует, Однако этот вопрос  уже относится к категории оценочной, кому – то это «писание» может наоборот покажется образцом для подражания. Не знаю.

Меня заинтересовал тот фрагмент текста, который напоминает председателю Общественной  Палаты города Севастополя об его ответственности за непредставление ответа  в срок, предусмотренный  федеральным законом  от 02.05.2006 N 59-ФЗ  «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

Заинтересовал потому, что заявитель является не просто гражданином, не просто членом Общественной палаты, но еще и общественным представителем Уполномоченного по защите прав предпринимателей, который наделен федеральным законом довольно широкими полномочиями, осуществляет экспертные и представительские функции.

Но насколько весомо мнение общественного омбудсмена? Другими словами, несет ли ответственность Председатель общественной палаты города Севастополя за нарушение порядка рассмотрения обращения граждан?

Честно говоря. Я не думаю, что заявитель получит  ответ, поэтому есть смысл подождать каково же будет мнение ссуда, но кое  о каких аспектах федерального  Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

В соответствии со статьей 1 федерального закона Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.

 

Понятно, что общественная Палата города Севастополя не является органом местного самоуправления, а уж тем более государственным органом.

В соответствии со статьей 1 Закона Севастополя  « Об Общественной палате города Севастополя» https://sevzakon.ru/view/laws/bank/05_2015/ob_obshhestvennoj_palate_goroda_sevastopolya

Общественная палата города Севастополя (далее — Общественная палата) является постоянно действующим независимым коллегиальным совещательным органом, осуществляющим свою деятельность на общественных началах на основе добровольного участия в ее деятельности граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в городе Севастополе, общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций, зарегистрированных на территории города Севастополя (далее — некоммерческие организации).

Общественная палата не является юридическим лицом и не подлежит государственной регистрации.

Но может председатель общественной палаты города является должностным лицом и по этой причине подлежит ответственности за нарушение порядка рассмотрения  обращения граждан?

Обращусь к федеральному закону, к статье 4, устанавливающей основные термины  и понятия, содержащиеся в законе «Об обращениях…»  согласно которой:

должностное лицо — лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.

 

Председатель общественной палаты под определение должностного лица никак не попадает.

Однако статья 5.59. федерального кодекса об админнарушениях устанавливает  ответственность за:

 

 

Нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

 

Выполняет ли Общественная палата публично значимые функции?

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что отдельные публично значимые функции могут быть возложены законодателем и на иные субъекты, не относящиеся к системе публичной власти (постановления от 19 мая 1998 года N 15-П, от 23 декабря 1999 года N 18-П, от 19 декабря 2005 года N 12-П, Определение от 1 июня 2010 года N 782-О-О и др.)».

Изучение приведенных в Постановлении Конституционного Суда ссылок и других судебных решений показало, что в делах речь шла о:

по мнению Конституционного Суда, федеральный законодатель вправе возложить на определенные категории организаций в качестве условия осуществления ими публично значимых функций обязанность рассматривать обращения граждан и их объединений, но при этом как сама эта обязанность, «так и порядок рассмотрения должны быть установлены законодателем четко и определенно».

Однако даже при закреплении законодателем административной ответственности организаций, осуществляющих публично значимые функции, их понятие осталось нераскрытым.

Я, конечно не претендую на истину в последней инстанции, у суда (если он состоится) может оказаться иное мнение. В любом случае, человеку который является общественным представителем уполномоченного по защите прав предпринимателей, к тому же претендующему занять эту государственную должность в городе Севастополе, надо аккуратнее ссылаться на нормы права, даже в таком не значительном обращении.  В ином случае, мало кто доверит «предпринимательскому омбудсмену» защищать свои права.

Автор Борис Колесников 201 Articles
Секретарь Севастопольского регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия". Депутат Законодательного собрания города Севастополя

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий