Меня терзают смутные сомненья

В грядущий вторник на сессии Заксобрания предстоит  принять или не принять в первом чтении проект закона  О внесении изменения в Закон города Севастополя от 25 июля 2014 года № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя»  https://sevzakon.ru/view/laws/bank_zakonoproektov/i_sozyv_2017/22334/

Сам законопроект коротенький, поэтому приведу его на страничке блога полностью.

«Статья 12.2

До 1 января 2019 года гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до вступления в силу Федерального конституционного закона в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента, либо после дня вступления в силу Федерального конституционного закона при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня вступления в силу Федерального конституционного закона».

Статья 2

Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.

Временно исполняющий обязанности
Губернатора города Севастополя                                                Д.В. Овсянников

 

На первый взгляд все выглядит хорошо. Законодательное Собрание воспользовалось своим правом, предоставленным статьей 12.1. федерального конституционного закона № 6. В которой указано:

«До 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере».

 

Предоставило Севастопольцам право бесплатно приватизировать земельные участки. Такой закон, безусловно, надо поддерживать. Но смущает одно обстоятельство. Бесплатной приватизации подлежат не абы какие участки, а те, которые находятся в ФАКТИЧЕСКОМ ПОЛЬЗОВАНИИ.

Казалось бы, чего тут сомневаться? Ведь коллеги –депутаты из, не сомневаюсь, благих намерений старательно переписали часть 4 статьи 3 федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»  в которой указано:

Гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.

видимо по этой причине так легко родилось письмо министерства

проект 411-1

Для справки укажу, что земельный кодекс РФ был принят в 2001 году.

Но что такое ФАКТИЧЕСКОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ земельным участком?

Земельный кодекс такого понятия не содержит. Нет такого вида вещного права и в ст. 216 ГК РФ. Понятие «фактическое пользование земельными участками», как я писал выше, упомянуто в п. 4 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», но там же установлено, что применение данного понятия возможно только в отношении сделок с земельными участками, совершенных до вступления в силу Земельного кодекса, но само понятие не раскрыто.

Получается, если я выгуливал собственную козу или собачку на соседнем участке, то я уже фактический землепользователь? А если самовольно поставил забор, оттяпав у соседа пару метров земли, то кто я?  Примеров такого «фактического» землепользования можно привести множество

Как-то федеральный законодатель не задумался над этим вопросом, а зря. Ведь если норма перекочует в местный закон, то у чиновников, которые  уполномочены осуществлять функции государства в области земельных отношений, появится неограниченное право решать что является фактическим землепользованием, а что нет. Кто является фактическим пользователем, а кто нет. А это ни что иное, как коррупциогенный фактор, который называется широта дискреционных полномочий — отсутствие или неопределенность сроков, условий, или оснований принятия решения.

Суды будут завалены исками и увы. не все пользуются своим правом добросовестно. Кстати и сегодня существует возможность признать в судебном порядке право собственности на землю в силу приобретательной давности, согласно статьи 234 ГК РФ, но для этого надо открыто, гласно пользоваться землей 15 лет. Т.е  установление меньшего срока, прямо противоречит ГК.

Автор Борис Колесников 191 Articles
Секретарь Севастопольского регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия". Депутат Законодательного собрания города Севастополя

1 Trackback / Pingback

  1. Прямой путь к губернаторскому ВЕТО

Оставить комментарий