Улицы Севастополя. Площадь Восставших.

Во время довыборов в Законодательное Собрание, которые проходили одновременно с выборами Губернатора Севастополя, региональное отделение «Единой России» провело, на мой взгляд, интересную и полезную акцию, которая называлась «Их именами названы улицы».

Были напечатаны красивые буклеты с фотографиями героев, чьи имена носят улицы Гагаринского района, их биографии и заслуги перед городом.  Волонтеры раздавали эти буклеты на улицах района, но буклетов катастрофически не хватало, люди даже пытались записываться в очередь на получение буклетов.

К сожалению, эта акция оказалась дорогостоящей для нас, и сколько мы не пытаемся возродить этот проект, пока не получается.

Я решил понемногу делать подобие этого проекта в своем блоге.  Ведь невозможно жить в городе не зная его историю. К такому решению меня подтолкнула недавняя беседа с  коллегами однопартийцами. Мы обсуждали завтрашние депутатские слушания по вопросу будущего рынка «Чайка» который находится на площади Восставших. Идеи предлагаются разные, в основном из разряда Нью-Васюки, но самое печальное, что практически никто не смог ответить почему  площадь  носит имя Восставших.

Я не историк и каких либо ранее неизвестных фактов не обещаю, буду пользоваться, как и все в веке нынешнем, интернетом, но и самому интересно, и вдруг кому ни будь пригодится.

Площадь Восставших  возникла в связи с реконструкцией бывшей ул. Восставших (ныне Адмирала Октябрьского) и получила наименование 1 ноября 1958 г.

18 октября 1905 года, когда после опубликования царского Манифеста от 17 октября 1905 года, провозгласившего наступление политических свобод, перед воротами городской тюрьмы, здание которой сохранилось на площади до настоящего времени, собрался стихийный митинг горожан, требовавших освобождения политзаключенных. Когда демонстранты попытались взломать ворота, охрана открыла огонь,  в результате чего погибло 8 и было ранено 20 человек. Эти события принято считать началом революционных событий 1905 года в Севастополе.

Расстрел демонстрации вызвал бурю протестов. 19 октября на митинге, состоявшемся па Приморском бульваре, был избран Совет народных депутатов, который потребовал от городской управы послать правительству протест против расстрелов. 20 октября состоялись похороны жертв расстрела, превратившиеся в многотысячную антиправительственную демонстрацию. В память об этих событиях пл. Восставших носит такое название.

Небезынтересно посмотреть, как площадь выглядела ранее.

Вот так она выглядела в середине 19 века, в верху снимка, городская больница

 

В 1979 году на площади возвели некую доминанту четырнадцатиэтажную гостиницу Крым. Вряд ли ее можно назвать украшением города.

 

Непосредственно к площади Восставших примыкает кладбище Коммунаров. История его такова. После установления в Севастополе в ноябре 1920 года Советской власти на территории бывшего 5-го бастиона периода первой обороны города была устроена братская могила 49 членов левого подполья, погибших в застенках белогвардейской контрразведки. В 1923 году неподалеку были перезахоронены останки руководителей ноябрьского 1905 года восстания на Черноморском флоте П. Шмидта, А. Гладкова, Н. Антоненко, С. Частника. На их могиле в 1935 году был установлен памятник, созданный согласно описанию самого П. Шмидта в его завещании перед казнью. В 1923 году кладбище получило свое нынешнее название и было предназначено для захоронения лиц, имевших большие революционные заслуги.

В годы Великой Отечественной войны на кладбище хоронили защитников Севастополя. К этому времени относятся захоронения Нины Ониловой из 25-й Чапаевской дивизии, командующего ВВС ЧФ генерал-майора Н. Острякова, члена Военного совета ВВС ВМФ генерал-майора Ф. Коробкова и бригадного комиссара М. Степаненко, членов Севастопольского подполья 1942–1944 годов. Рядом братские могилы членов экипажей линкора «Новороссийск» и БПК «Отважный».

В 1967 году я учился в первом классе школы № 39. Завучем в школе работала родная сестра знаменитого Севастопольского подпольщика, Мария Дмитриевна Ревякина. Наша школа шефствовала над захоронением героев.

Чурсин Серафим Евгеньевич, командующий Черноморским флотом с 1962 по 1968 год

Дочь адмирала, Татьяна Серафимовна член политсовета Севастопольского отделения парии «Единая Россия».

история все время ходит рядом!

Напротив кладбища Коммунаров расположено здание бывшей городской тюрьмы, ныне  торговый центр. Поскольку эта тюрьма играла роль в истории города и как минимум в названии площади, расскажу о ней подробнее.

источник:

источник:

Севастопольская тюрьма построена в октябре 1898 г. по адресу ул. Херсонесская (в настоящее время здесь находится площадь Восставших). С момента строительства и до марта 1917 г. она находилась в ведении Севастопольского градоначальника, затем по апрель 1918 г. принадлежала следственной комиссии Севастопольского Совета военных и рабочих депутатов. С конца июня 1919 до середины ноября 1920 г. была в ведении коменданта крепости «Севастополь».

В Севастопольской тюрьме отбывали срок рабочие и обыватели, попавшие под под приказы А.И. Деникина, осужденные за факты службы «в войсках или военных учреждениях Советской большевистской республики кого-либо из чинов». Среди заключеннх севастопольской тюрьмы были офицеры, солдаты и чиновники белой армии, уголовники, которые совершили грабеж или убийство, а также бывшие советские и партийные работники, военнопленные Красной армии, участники подполья в тылу белой армии, партизанского отряда П. Макарова и участники забастовки на Морзаводе в июне 1920 г.

При тюрьме имелись мастерские: слесарная, кузнечная, портняжная, сапожная и переплетная, также для заключенных здесь была школа грамоты и домовая церковь Св. Николая внутри «периметра».

Немцы, захватив Севастополь, приспособили тюрьму под лазарет для советских военнопленных, с порядками как в концлагере. После освобождения Севастополя тюрьму заселили немецкие военнопленные, в том числе и генерал-полковник Густав Йенеке.

Немногим позже тюрьму отдали под мастерские по ремонту электрооборудования, а после распада СССР передали в руки коммерсантов, теперь здесь находится так называемый «Новый бульвар». В настоящее время в бывшей севастопольской тюрьме на нижних этажах располагаются элитные магазинчики, а на верхних — офисы севастопольских фирм.

Манифестация близ тюрьмы в 1905 году

В октябре 1905 года по амнистии из тюрьмы должны были выпустить всех политических заключенных, однако начальство далеко не всем разрешило покинуть территорию тюрьмы. В знак солидарности с политическими заключенными, которым не разрешили выйти на свободу, многие освобожденные заключенные остались в своих камерах. 18 октября 1905 года на площади близ тюрьмы собрался народ, требующий освобождения политических сидельцев. Одним из руководителей манифестации был Шмидт, Пётр Петрович.

У ворот тюрьмы и произошла трагедия, по-разному описываемая участниками событий. Демонстранты и их сторонники утверждали, что солдаты первыми открыли огонь по безоружной толпе, военные власти настаивали на провокационных действиях митингующих: сломали калитку, ворвались внутрь, набросились на солдат…

Так или иначе, но прозвучали роковые выстрелы: на месте было убито два человека, шестеро скончались в больнице, еще примерно 30 человек получили ранения разной степени тяжести. Старшему из умерших было 26 лет, трем младшим по 17. Место расправы над восставшими стали называть площадью Восставших, это название площадь носит и ныне.

Тюремный уклад

Из восспоминаний очевидца «Морской сборник», вып. XI, № 4, 1922: «Мы, заключенные разного сорта «контрреволюционеры», жили дружной семьей: читали, пополняли свои знания, особенно в иностранных языках, играли в шахматы и морской бой, спорили о текущем моменте, пилили дрова, топили печи, составили приличный хор, пели по праздникам в тюремной церкви и с нетерпением ждали дней свиданий с близкими. Эти дни для нас были особенно дороги: каждый из нас мог бы по 15 минут побеседовать со своими близкими, и после свиданий мы до б часов вечера делились друг с другом новостями, и когда в 6 часов вечера раздавался унылый звон колокола, возвещавший нас, что пора расходиться по своим камерам, мы возвращались к суровой действительности.

Начиналась проверка, и к 7 часам вечера мы уже были заперты по своим камерам-склепам.

Как опасные «контрреволюционеры» в одиночках сидели: в сыром подвале капитан 1 ранга Карказ, в верхнем этаже муфтий крымских татар Челебиджан Челебиев, в среднем этаже матрос Блюмберг, в нижнем этаже старший городовой севастопольской полиции Синица и инженер Шостак.».

Варфаломеевская ночь в Севастополе 23 февраля 1918 года

Из восспоминаний очевидца «Морской сборник», вып. XI, № 4, 1922: «В 2 часа ночи 23 февраля 1918 г. ворвалась в тюрьму первая банда матросов, они по списку потребовали от комиссара выдачи пяти заключенных. Комиссар по телефону запросил Совет (Совет всю ночь заседал во дворце Главного командира флота), как ему быть: выдать нас или нет. Из Совета ответили: выдавать кого потребуют матросы. В списке значились: адмирал Львов, капитан 1 ранга Карказ, капитан 2 ранга Цвингман, муфтий Челебиев и бывший старший городовой севастопольской полиции Синица… Им связали руки назад (вязали руки матросы и рабочий плотничной мастерской Севастопольского порта Рогулин)… Их повели… никто из обреченных не просил пощады … Дорогой до места убийства, в Карантинной балке, как передавал потом рабочий Рогулин, их истязали: больного старика Карказа били прикладами и кулаками и в буквальном смысле волокли, т. к. он болел ногами и не мог идти, адмирала Львова дергали за бороду. Синицу кололи штыками… Перед расстрелом сняли с них верхнюю одежду, а затем глумились над трупами, били по головам камнями и прикладами…

В 4 часа утра в тюрьму ворвалась вторая банда матросов и уже брали заключеных без списка, всех, кто подвернется под руку. Взяли: полковников по адмиралтейству Шперлинга, Яновского, капитана 2 ранга Вахтина, лейтенанта Прокофьева, мичмана Целицо, поручика по адмиралтейству Доценко (на другой день после расстрела был получен ордер Совета на его освобождение), прапорщиков по адмиралтейству Кальбуса и Гаврилова, матроса Блюмберга и инженера Шостака (последним трем — Блюмбергу, Шостаку и Гаври-лову -удалось бежать из-под расстрела; Шостак был ранен и умер в июне 1918 г… Всем обреченным связали руки, хотя полковники Яновский и Шперлинг просили не вязать им руки: «мы не убежим», говорили они… Их увели, а нам, оставшимся, сказали: «Мы еще придем за вами…». Минут через 15-20 глухо долетел в камеру звук нестройного залпа, затем несколько одиночных выстрелов, и все замолкло… ».

Персоналии севастопольской тюрьмы

  • Заключенный Александр Грин. В Севастополь Александр Грин прибыл в сентябре 1903 г. в возрасте 23 лет. Целью его визита была революционная работа среди солдат и матросов. Находясь в Севастополе, будущий писатель неплохо изучил город и его окрестности. Городские пейзажи Севастополя нашли отображение в его творчестве. Гриневский был арестован 11 ноября на Графской пристани. В заключении и под следствием будущий писатель пробыл два года, а в октябре 1905 года был отпущен по амнистии. Условия содержания были весьма суровыми: кровать поднималась и закрывалась на замок на весь день, таким образом, узник мог только сидеть, при этом ему было запрещено читать и писать. Политические заключенные, в основной массе, принадлежали к дворянскому сословию, поэтому остальные зэки их обслуживали. В одиночную камеру нижнего этажа Александр Гриневский попал после неудачного побега, пробыл в ней около трех недель, потом был переведен этажом выше.
  • Заключенный Никандров, Николай Никандрович — революционер, педагог, писатель. За агитацию в эсеровском духе состоял под надзором полиции. В 1902 после привлечения к полицейскому дознанию по поводу принадлежности к революционной организации вынужден скрываться в Крыму. В Севастополе работает грузчиком, гувернером, рыбаком. Однако был обнаружен, арестован и помещен в Севастопольскую тюрьму. Устные рассказы Никандрова слышит находящийся здесь же писатель А. Грин, который советует ему всерьез заняться литературой.
  • Заключенный Антонов-Овсеенко, Владимир Александрович член РСДРП. В 1906 году пытался организовать восстание в Севастополе, за что был арестован, а через год приговорён к смертной казни с заменой 20 годами каторги. В июне 1907 года, согласно собственным воспоминаниям, перед самой отправкой на каторгу бежал из тюрьмы. Скрывался в Финляндии, затем в течение нескольких лет работал в подполье в Петербурге и Москве.
  • Заключенный Савинков, Борис Викторович. В 1906 году Савинков в Севастополе подготавливал убийство командующего Черноморским флотом адмирала Чухнина. Был арестован полицией и приговорён к смертной казни, но бежал в Румынию. В ночь после побега Савинков написал извещение: «В ночь на 16 июля, по постановлению боевой организации партии социалистов-революционеров и при содействии вольноопределяющегося 57 Литовского полка В. М. Сулятицкого, освобождён из-под стражи содержавшийся на главной крепостной гауптвахте член партии социалистов-революционеров Борис Викторович Савинков.

Севастополь, 16 июля 1906 г.».

  • Заключенный Муфтий Челебиев, первый председатель Курултая был арестован, а затем растрелян в Севастопольской тюрьме.
  • Заключенный Вахтин, Борис Васильевич – капитан 2-го ранга, командир гидрокрейсера «Принцесса Мария». Убит 23.02.1918 у зала суда караулом.
  • Заключенный Сельвинский, Илья Львович во время Октябрьской революции 1917 выполнял задания большевиков-подпольщиков, в годы Гражданской войны стал красногвардейцем, ранен под Перекопом. По возвращении в Севастополь арестован белогвардейской контрразведкой, выпущен из тюрьмы по ходатайству друзей.
  • Заключенный Матюшенко, Афанасий Николаевич. 1907 г. красный адмирал Афанасий Матюшенко под чужой фамилией находился в одесской тюрьме, где был опознан одним из филеров. Было решено судить бывшего руководителя восстания на «Потемкине» военно-полевым судом в Севастополе. Для сопровождения заключенного в Севастополь прибыл миноносец «Строгий», на котором закованного до суда в ручные и ножные кандалы Матюшенко охраняли 7 офицеров и 60 солдат. Суд был коротким, приговор — смертная казнь. В период пребывания в севастопольской тюрьме находился под особой охраной. На рассвете 20 октября 1907 приговор приведен в исполнение во дворе Севастопольской тюрьмы. В. А. Поссе в своих воспоминаниях приводит рассказ одного из офицеров — свидетелей казни: «Видел я, как вешали пресловутого красного адмирала Матюшенко… Казнь назначена была рано утром. Еще не рассветало… Приговор ему читали долго, больше часу. Перечисляли все его преступления, чуть ли не против всех статей уголовного и военного кодекса. А он стоит, не дрогнет. Только по временам сплюнет в сторону. Кончили читать. Подошел священник. Он его слегка отстранил рукой и пошел твердо и легко к виселице, так что еле палач поспевал… Потом видно было, как большая тень от повешенного качнулась на стене».
  • Заключенный Дыбенко, Павел Ефимович. В августе 1918 года враги схватили Дыбенко и подвергли его жестоким пыткам. Полмесяца он сидел в севастопольской тюрьме. При попытке к бегству был схвачен, закован в кандалы и перевезен в одиночную камеру симферопольской тюрьмы.
  • Заключеный Цвингман Иван Георгиевич — Капитан 2-го ранга Черноморского флота, содержался в севастопольской тюрьме. Расстрелян большевиками в ночь на 1918.02.24.
  • Заключенный бывший городовой севастопольской полиции Синица. Расстрелян в феврале 1918 г.
  • Заключенный Яновский Феодосий Григорьевич (1857-1918). В службе с 1878, офицером с 1887 года. Полковник по адмиралтейству Черноморского флота. Расстрелян большевиками 1918.02.24 в Севастополе. [1]
  • Заключенный Шперлинг Николай Адольфович (1866 — 1918). Морской корпус 1886. Полковник по адмиралтейству Черноморского флота. Расстрелян большевиками 1917.12.16 — 1918.02.24 в Севастополе. [2]
  • Заключенный конрт-адмирал Львов Николай Георгиевич (1869—1918). Окончил Морской корпус (1890); участник русско-японской войны и обороны Порт-Артура, награжден золотым оружием с надписью «За храбрость». В 1906—1911 годах служил на Балтике: командир учебного судна «Воин», окончил курс военно-морских наук в Николаевской академии (1908). В 1911 году переведен на Черное море: командир крейсера «Память Меркурия» (1911 — 1914). В феврале 1918 года расстрелян матросами в Севастополе.
  • Заключенный Карказ Федор Федорович (1868-1918). Морской корпус 1888. Капитан 1-го ранга Черноморского флота в отставке. Расстрелян большевиками в ночь на 1918.02.23 в Севастополе. [3]
  • Заключенный купец Л.М.Шульман, член торгово-промышленного комитета. Убит 23 февраля 1918 г.
  • Заключенный купец Шварцман И.А., член торгово-промышленного комитета. Убит 23 февраля 1918 г.
  • Заключенный архимандрит Вениамин (Федченков). В июне 1919 после восстановления советской власти в Крыму владыка был арестован и содержался в камере Севастопольской тюрьмы. Формальным предлогом к аресту послужила обнаруженная у епископа Вениамина фотография умершего от сыпного тифа офицера, личного друга владыки. У севастопольской тюрьмы собралось не менее 30 тысяч верующих. Они не разошлись до тех пор, пока епископа не отпустили. После 8 дней ареста и допроса епископ Вениамин был освобожден из заключения. После оставления Крыма Красной армией двое сотрудников Севастопольской ЧК, в том числе сотрудник, проводивший допрос владыки, были арестованы и приговорены к смертной казни. Получив от них письмо с просьбой о заступничестве, епископ Вениамин сумел добиться у коменданта Севастополя генерала Владимира Субботина отмены смертной казни.
  • Заключенная Никифорова, Мария Григорьевна. Мария со своим мужем Витольдом Бжестоком и небольшим отрядом ушла в Крым. Осенью в 1919 году Никифорова спланировала покушение на генерала Деникина. Она хотела заложить взрывчатку и взорвать главу Белой армии, а затем убежать в Польшу для организации анархистской революции. Согласно официальной версии ее узнал кто-то из белогвардейцев, и Марусю арестовали. В сентябре 1919 года ее вместе с мужем Витольдом Бжостеком повесили во дворе севастопольской тюрьмы по приказу деникинского генерала Слащова.
  • Заключенный Йенеке, Эрвин Густав, немецкий военачальник, советский военнопленный. 11 июня 1945 года арестован советскими войсками в Нидершёне. 23 ноября 1947 года осуждён военным трибуналом Черноморского флота и приговорён к 25 годам заключения в лагерях. Содержался в здании севастопольской тюрьмы. 12 октября 1955 года был передан властям ФРГ как неамнистированный преступник и освобождён.
  • Смотритель тюрьмы И.Г.Дудников, после событий в ночь на 23 февраля 1918 года, умер от паралича, сердца.
  • Начальник тюрьмы Н.А.Сердюк, после февральских событий 1918 г. подал прошение об отставке, так как обстановка в тюрьме «особенно в последнее время так сильно отразилась на здоровье жены и моем»…

 

Автор Борис Колесников 183 Articles
Секретарь Севастопольского регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия". Депутат Законодательного собрания города Севастополя

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий