После того, как я опубликовал в блоге свою статью «Закон Севастополя «О референдуме». Кому участвовать?»
Ко мне обратились три человека с просьбой разъяснить, имеют ли они право устроить ребенка в школу, которая расположена не по месту жительства родителей.
Этот вопрос возник из-за того что в статье я сослался на правовую позицию Конституционного суда РФ которая сформулирована следующим образом:
«…Из этого следует, что уведомление гражданином Российской Федерации органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства в соответствии с установленным законом порядком является не только его правом, но и обязанностью. Вместе с тем сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации».
Постановление Конституционного Суда РФ от 02.02.1998 N 4-П «По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713»
Люди ссылаются на некий приказ департамента образования Севастополя, который установил запрет на прием детей в школы, не по месту жительства.
Действительно Департамент образования такой приказ издал, он размещен на официальном сайте, где с ним можно ознакомиться.
Приказ Департамента образования города Севастополя № 64 от 31.01.2017 г. «О приёме граждан в общеобразовательные учреждения города Севастополя, о закреплении государственных образовательных организаций (учреждений) города Севастополя за конкретными территориями районов города Севастополя».
Несомненно, сразу удивляет первая часть названия Приказа. Установление порядка прием граждан в общеобразовательные учреждения не входит в компетенцию Департамента.
Такой вывод следует из норм Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
В частности статья 30 ФЗ 273 , посвященная локальным нормативным актам, регулирующим образовательные отношения, устанавливает:
Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.
Статья 56 этого же закона говорит:
«Правила приема в конкретную организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на обучение по образовательным программам устанавливаются в части, не урегулированной законодательством об образовании, организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно»
В беседах по поводу получения образования не по месту регистрации ребенка, мне был высказан аргумент, что, мол, у нас в городе проживает много беженцев из Донецка и Луганска (это правда) которые не зарегистрированы, не платят налоги, зарабатывая себе на жизнь полулегальной торговлей и т.д. Обучая иностранных детей, мы наносим ущерб собственному бюджету.
Ответ на этот вопрос не прост, но он уже не раз сформулирован, в частности Министерство образования и науки Российской Федерации в своем письме № ИР-535/03 от 28 июня 2012 г. разъяснило:
«4. Правомерно ли получение общего образования иностранными гражданами, проживающими на территории Российской Федерации, на бесплатной основе
Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами наравне с гражданами Российской Федерации (пункт 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации).
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 28 Конвенции о правах ребенка 1989 года государства-участники признают право ребенка на образование и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи. На основании пункта «е» статьи 3 Конвенции ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 года, государства, являющиеся сторонниками Конвенции, обязуются предоставлять иностранным гражданам, проживающим на их территории, такой же доступ к образованию, что и своим гражданам.
Таким образом, дети-иностранцы, находящиеся на территории Российской Федерации, имеют наравне с гражданами Российской Федерации право на получение общего образования на бесплатной основе.»
Однако надо учитывать, что при приеме в образовательные учреждения детей –иностранцев Родители (законные представители) детей, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, дополнительно предъявляют документ, подтверждающий родство заявителя (или законность представления прав ребенка), и документ, подтверждающий право заявителя на пребывание в Российской Федерации.
Это предусмотрено Приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 22 января 2014 г. N 32 (далее Приказ) которым утвержден
ПОРЯДОК ПРИЕМА ГРАЖДАН НА ОБУЧЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Вправе ли школа при записи в 1 класс требовать медицинскую справку о состоянии здоровья?
Требование в качестве обязательного документа при приеме в общеобразовательное учреждение медицинского заключения о состоянии здоровья ребенка будет являться ограничением их прав, так как согласно статье 5 Закона гражданам гарантируется общедоступность начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, в том числе независимо от состояния здоровья.
Исчерпывающий перечень документов представляемых родителями указан в п.9 Приказа. Медицинская справка Приказом не предусмотрена, однако родители, руководствуясь пунктом 10 Приказа, имеют право по своему усмотрению представлять другие документы.
Является ли свидетельство о регистрации на закрепленной территории обязательным условием приема в школу?
В соответствии с частью 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации и пунктом 3 статьи 5 Закона государство гарантирует гражданам общедоступность общего образования. При этом граждане вправе выбирать любое образовательное учреждение, реализующее образовательные программы общего образования, независимо, в том числе, от места жительства.
Вместе с тем при получении общего образования должна быть обеспечена территориальная доступность образовательного учреждения для всех граждан, которые проживают на близлежащей территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.
Свидетельство о регистрации (либо по форме 3 «регистрация по месту пребывания», либо по форме 8 «регистрация по месту жительства», является только подтверждением факта проживания ребенка вблизи образовательного учреждения, и в соответствии с международным и российским законодательством право ребенка на образование не может быть ограничено по причине отсутствия свидетельства о регистрации.
Пункт 5 Приказа гласит:
В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 67 и статьей 88 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования
Пункт 14 Приказа устанавливает:
Прием заявлений в первый класс ОООД (организации, осуществляющие образовательную деятельность) для граждан, проживающих на закрепленной территории, начинается не позднее 1 февраля и завершается не позднее 30 июня текущего года.
Зачисление в ОООД оформляется распорядительным актом ОООД в течение 7 рабочих дней после приема документов.
Для детей, не проживающих на закрепленной территории, прием заявлений в первый класс начинается с 1 июля текущего года до момента заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября текущего года.
ОООД, закончившие прием в первый класс всех детей, проживающих на закрепленной территории, осуществляют прием детей, не проживающих на закрепленной территории, ранее 1 июля.
Оставить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.