Чоргуньский мост-акведук –настоящая Мекка для Севастопольских фотографов и художников.
Акведук являлся частью самотечного водовода и на протяжении около 18 км имел несколько тоннелей и акведуков. Проект в 1834 году разработал инженер-полковник Джон Уптон.
Этот человек оставил о себе добрую память многими постройками в Севастополе. Среди них — самый известный архитектурный памятник города – Графская пристань.
В начале XIX века на месте современного села Чернореченское находились два села — Карловка и Чоргунь. Между ними на Черной речке была сооружена плотина, от которой начинался канал. Современники называли его несколько пренебрежительно — «доковая канава», скорее всего по причине «глиняных, обложенных дёрном стен», лишь на отдельных участках облицованных камнем.
С тех пор пейзаж несколько изменился.
(На картине художника Лагорио изображен Чоргуньский мост-акведук в первые годы после его постройки)
Интересно, что Чоргуньский акведук не имеет фундамента: он поставлен прямо на дно реки на деревянных срубах (ростверках). Этот акведук не только прекрасно сохранился. Более того, он по сей день способен выполнять свою функцию и до недавнего времени подавал воду на поля. Его ширина составляет 4,5 метра, а высота около 8 метров.
Акведук построен из известняка в античном стиле, его формы напоминают подобные сооружения Древнего Рима. Это выразительная многопролетная конструкция с полуциркулярными арочными сводами. В верхней части находился канал для подачи воды. Ширина акведука 4,5 м, высота — 8 м. Длина моста-акведука -12 м.
Во время обороны Севастополя 1854-1855 годов доки были повреждены, а затем взорваны уходящими из Крыма англичанами. После окончания войны водопровод восстанавливать не стали, а позже, при строительстве железной дороги, его часть была вообще уничтожена.
Оставить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.