Необычная архитектура православных Храмов

Я очень долго, благодаря самодеятельным  историкам,  пребывал в иллюзии что наш Свято-Никольский храм, расположенный на Братском кладбище на Северной стороне, единственный в мире православный храм в форме пирамиды.  К сожалению, такая форма храма не уникальна. Без труда в интернете можем найти

Санкт-Петербург, Невский район. Церковь Троицы Живоначальной (Кулич и Пасха)

Церковь дата постройки: Между 1785 и 1787.

но тем не менее Храм стоит короткого рассказа.

На Северной стороне Севастополя находится мемориальное Братское кладбище. Здесь похоронены защитники Севастополя, погибшие во время его Первой обороны, в Крымской войне. Воспоминания участников тех событий позволяют нам представить, как совершались погребения. Не было пышных церемоний и звуков похоронного марша — лишь тихое пение молитв священника, провожавшего погибших в последний путь. В одной могиле хоронили по сто человек, и тут же рыли следующие для тех, кто отдаст свою жизнь завтра. За долгие одиннадцать месяцев обороны выросло огромное военное кладбище. Его назвали Петропавловским, а затем переименовали в Братское.

На этом кладбище покоится прах генерала А.С. Хрулева, он умер спустя 11 лет после окончания войны, но пожелал быть похороненным рядом со своими солдатами. Над его могилой возвышается мраморная колонна с бюстом героя, на колонне — двуглавый орел и щит, увитый лаврами, на щите надпись: «Хрулеву — Россия».

Храм окутан тайной. Вот что писала газета «Слава Севастополя» № 229 (20440) от 28 ноября 1998г.

Загадка академика Авдеева

Немногие архитекторы или, скажем, художники, удостаивались высшего звания академика за одну-единственную работу. А вот АА.Авдееву по высочайшему повелению Александра II такая честь была оказана за сооружение мемориального комплекса «Братское кладбище защитникам обороны Севастополя 1854-1855 гг.» и венчающий этот комплекс Свято-Никольский храм. 52-летний архитектор стал академиком. В истории Севастополя этот случай уникален.
Но уникальность его не только в этом. Даже совсем не в этом. А.А.Авдеев официально является создателем храма, построенного в виде пирамиды. Это своеобразный символ вечности, вечности славы русского оружия, славных сынов отечества, сложивших свби головы здесь, на севастопольской земле. Именно за эту идею, воплощенную в конкретных инженерных решениях и на высоком художественном уровне, архитектор и мог быть удостоен такого звания. Так все-гда и считалось. Но… Совсем недавно автору этих строк удалось увидеть первоначальный вариант проекта: та же, но более приземистая пирамида, более мягкие, умиротворенные формы и во всем налет архитектурного романтизма. Сравните с реальным, ныне существующим храмом: граненый, даже суровый, величественный профиль воина, готового, если понадобится, вновь постоять за отечество. Почему произошла такая перемена? И как удалось автору за короткое время приглушить в себе романтические нотки? Оказалось, первый проект был отвергнут Александром II. Молодому архитектору А.А.Авдееву было поручено довести его, уже с учетом пожеланий императора, до конца. Значит, не Алексей Александрович составлял первоначальный проект? Оказалось—придворный архитектор А.Штакеншнейдер. Но и он не был первооткрывателем, так как ранее в России дважды возводились храмы в виде пирамиды. Один—в Казани, второй—в Санкт-Петербурге. Что же мы имеем? Идея храмапирамиды принадлежит старым и уже неизвестным мастерам. Первоначальный проект храма все же является авторской находкой архитектора А.Штакеншнейдера. А Авдееву осталось внести только дополнения, пусть и существенные, но непринципиальные. И за это присваивать звание академика?!
Для сравнения скажу, что архитектор Н.П.Краснов получил столь высокое звание за целую россыпь ансамблей великолепных дворцов Южного берега, которые вот уже почти полтора века украшают побережье. Может быть, Авдеев был приближен к царственным особам? Нет, хотя, конечно, входил в ряд архитекторов. с которыми венценосные особы неоднократно встречались, советовались, поручали разработку проектов. Тог-да что же? Остается одно. Звание академика А.А.Авдеев получил за совокупность своих работ, а строительство Свято-Никольского храма послужило хорошим предлогом для высочайшей милости. Но до Свято-Никольского храма Авдеев (тогда еще совсем молодой архитектор) выполнил всего два небольших проекта. Тоже негусто. В период сооружения Братского мемориального комплекса он, правда,переработал проект Владимирского храма-усыпальницы, но так как само строительство затянулось на годы и курировавшему его Авдееву не раз доставалось за затяжку, вряд ли можно это прибавить к заслугам. Тем более что и звание он получил задолго до того, как Владимирский был освящен. А рядом, в Ливадии, один за другим возникают великолепные дворцы. Причем возводятся они за год-два. Свято-Никольский же вместо трех лет строили 13, Владимирский—около 30-ти. Где же логика? Налицо загадка архитектора Авдеева, которому присвоено очень высокое звание за заслуги, нам неведомые.

Ходы
Побудительным мотивом сесть за этот очерк послужил совершенно тривиальный повод. В полуподвальных сооружениях Свято-Никольского храма появилась вода, которой здесь отродясь не было, т.к. место это, приподнятое над местностью, все гда отличалось сухостью. Стараясь установить причину наплыва подпочвенных вод и силу притока, настоятель храма протоиерей Георгий (Поляков) поручил мне провести изыскание на территории Братского кладбища, обратив особое внимание на оставшиеся со времен сооружения Мемориального комплекса дренажные колодцы. Как выяснилось позже, кроме дренажных, там существовали и другие колодцы, первоначальное назначение которых было неизвестно, а так как они были скрыты либо забетонированы, то и о самом существовании последних мало кому было известно. Так как почти все дренажные колодцы засыпаны мусором, что-либо вразумительное о наполняемости их подпочвенными водами сказать было невозможно.

Тогда решили проникнуть в единственный недренажный колодец, забетонированный вровень с землей толстым слоем бетона. Я прорыл в земле шурф глубиной 1-1,5 метра параллельно колодцу. Пройдя бетонную крышку, сделал под ней сбойку с самим колодцем. Когда эта работа была завершена, я был поражен увиденным. Передо мной открылось грандиозное подземное сооружение. Внутренний диаметр колодца был не менее двух метров, а с учетом кладки и забутовки, т.е. вчерне, вырытый ствол был в диаметре не менее 3,5 метра. И уходила эта шахта на глубину 20 метров. На всем протяжении колодец выложен отлично подогнанными друг к другу крымбальскими блоками, положенными без раствора, насухо. Сразу возникает вопрос: зачем в старину настоятелям храма, другим священнослужителям был необходим этот настоящий шахтный ствол? Куда он мог вести? Из-за подпочвенных вод внизу образовался бассейн.
Так начались мои подземные, архивные и прочие изыскания. Нет необходимости их описывать, а также интересные частные находки, которые выявились по ходу. Главное—удалось вычислить не только систему, по которой сооружались все колодцы, но и установить достоверно наличие трех подземных ходов, уходящих от Свято-Никольского храма в северозападном, севе-ровосточном и юго-западном направлениях. Это вам уже не одиночная шахта. Это четко спроектированная и выполненная система подземных сооружений. Скажите, какими силами, средствами должны были обладать люди, чтобы все это построить? И зачем? Что-то прятать в них? Но тогда бы умелые мастера более искусно маскировали (а скорее всего и не делали) вентиляционные колодцы для того, что-бы в выработках был чистый воздух. Да и зачем этих ходов было аж три? И шли они на десятки (если не сотни метров)? Кроме того, существовали и существуют сейчас под землей другие подземные сооружения, напрямую не связанные с нашими ходами и назначение которых надо еще определить. Еще одна загадка Свято-Никольского храма.

Когда ни-будь все тайное откроется, а пока утащенные из интернета православные храмы необычной (для нас) формы.

Церковь в честь священной горы Голгофа в районе Лесной Городок Ленинска-Кузнецкого (Кемеровская область)

Отсюда. Фото Валерия Мараева.

Церковь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» в городе Сосновый Бор (Ломоносовский район Ленинградской области)

Отсюда. Фото М.С. Боброва

Благовещенский собор греческой православной церкви (1956 год) в Милуоки (Висконсин, США).

Собор Святого Климента Охридского в Скопье (Македония). Освящён в 1990 году.

Отсюда

Чесменская церковь, или церковь Рождества Иоанна Предтечи в Петербурге (Юрий Фельтен)

Русская Троицкая церковь в Бостоне (Массачусетс) (1960 год)

Отсюда

http://historicbuildingsct.com/?tag=orthodox

Церковь Святого Духа на территории бывшей усадьбы Тенишевых — Талашкино (Смоленская область)

Фото — Минеева Ю. (Julmin)

 

Не православный, но очень интересный греко-римский храм. Церковь Святого Иосифа в Чикаго (Иллинойс, США) (1975-1977). Архитектор — Зенон Мазуркевич. Как утверждают некоторые источники, единственная в мире церковь с 13 главами (символизируют Иисуса Христа и апостолов). Отсюда
Автор Борис Колесников 201 Articles
Секретарь Севастопольского регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия". Депутат Законодательного собрания города Севастополя

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий