Севастопольские блоги

К ответу не отвечающих

Нам не отвечают на жалобы. Такие заявления от людей приходится очень часто слышать во время встреч и депутатских приемов. Недавно состоялся такой диалог:
— Написала жалобу, два месяца ни ответа, ни привета»
— в прокуратуру обращались с жалобой на то, что Вам не отвечают?
-Обращалась
-что прокуратура?
тоже не ответила.
К сожалению такие диалоги не редки, а ведь ситуация недопустимая. Человек в поисках ответа на свой вопрос ходит по кругу, от чиновника к прокурору, от прокурора к депутату, от депутата к чиновнику и т.д. Пора, наверное, уже в городе провести акцию «Ответят те, кто еще не ответил»
На самом деле, на страже интересов граждан стоит Конституция Российской Федерации. В статье 34, которой указано: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления» данное положение Конституции развивает
федеральный закон «О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Статья 4 этого Закона очерчивает круг субъектов, на которых распространяется его действие:
«Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами».
Т.е. если Конституция РФ декларирует право граждан на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, то федеральный закон определяет правила рассмотрения обращений кроме вышеперечисленных лиц еще и государственными и муниципальными учреждениями, осуществляющими публично значимые функции и иными организациями.
На мой взгляд, формулировка «публично значимые функции», приведенная в федеральном законе, крайне неудачная. Так как федеральный законодатель напрямую не раскрывает содержание категорий «публично значимые функции», «осуществление публично значимых функций», то любой адвокат в суде, представляя интересы предприятия, не ответившего гражданину. Выпьет у прокурора два литра крови, заставляя его признать, что именно предприятие, чье дело рассматривает «самый гуманный в мире» хоть и осуществляет публичные полномочия, но они не очень значимые. В самом деле, раз есть значимые полномочия, значит должны быть и незначимые. Такое рассуждение, конечно в корне не верно, поскольку любые публичные полномочия априори значимые. Но пусть эти сомнения останутся для теоретиков и будущих депутатов Госдумы, которые додумаются сделать более внятную формулировку, не допускающую множественных толкований. А нам в помощь остается Постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2012 г. N 19-П, в котором указано:

Установление обязанности по рассмотрению обращений граждан государственными и муниципальными учреждениями как организациями, осуществляющими социально-культурные или иные функции некоммерческого характера соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, предполагается постольку, поскольку на такие организации возложено исполнение государственных или муниципальных публично значимых функций в рамках компетенции создавшего их публично-правового образования. Сама по себе данная обязанность является одной из гарантий реализации гражданами не только права на обращение, но и других конституционных прав, в том числе на охрану здоровья и медицинскую помощь, на образование, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям

Но вернусь к федеральному закону, вернее к тому, какие права он предоставляет заявителям.
Согласно статье 5 закона гражданин имеет право:
1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;
2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

А статья 12 содержит указание на срок, в который нам должен быть предоставлен ответ на заявление.
«Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения»

Тут впору вспомнить высказывание известного товарища с броневичка «Всякая революция лишь тогда чего-нибудь стоит, если она умеет защищаться». Так и закон, перестает быть декларацией в том случае, если за его нарушение предусмотрена ответственность. Кодекс об административных правонарушениях в статье 5.59 установил:
Нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций,
влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Дела об этой категории правонарушений возбуждаются прокурором, поэтому, в случае возникновения соответствующих обстоятельств надо с письменным заявлением обратиться к прокурору, с требованием возбудить дело за нарушение порядка рассмотрения заявления гражданина. Причем надо учитывать, административное правонарушение, предусмотренное ст. 5.59 КоАП РФ, окончено в момент нарушения должностным лицом хотя бы одного правила из порядка рассмотрения обращения гражданина, предусмотренного действующим законодательством.
Но что делать, если и прокурор не отвечает?
В соответствии с пунктом 1.7. Приказа Генеральной прокуратуры от 30 января 2013 года № 45
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ИНСТРУКЦИИ
О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ И ПРИЕМА ГРАЖДАН В ОРГАНАХ
ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ответственность за объективное, всестороннее и своевременное разрешение обращений возлагается на руководителей органов прокуратуры Российской Федерации.
Т.е. если есть основания считать, что прокуратура уклонилась от всестороннего и объективного рассмотрения заявления, или нарушила срок предоставления ответа, то необходимо обращаться к вышестоящему прокурору, с письменным заявлением.
Главное пользоваться своими правами, не причиняя вред другим, не превратиться в КВЕРУЛЯНТА

Оставить первый комментарий

Оставить комментарий