Чуфут — Кале перекресток религий и эпох

Чуфут-Кале, в переводе с татарского означает Иудейская крепость. Посетить этот пещерный город, покинутый последними жителями  в 1852 году любопытно и просто необходимо. Этот город часть истории  ныне исчезающего маленького гордого народа – Караимов, численность которых сегодня составляет всего 1800 человек. Сколько из ныне живущих являются носителями  родного языка я не знаю, но думаю, что это небольшая часть.

Караимы — потомки древних хазар — один из самых малочисленных народов на земле. Современные ученые относят караимов к тюркской группе алтайской семьи народов. Караим — это религиозный термин, означает — «читающий священное писание». Караимы исповедуют караимизм.

Происхождение  народа вызывает много споров. Известен следующий  факт. После нападения Германии на Советский Союз в разных местах бывало по разному: в Тракае, Луцке и Галиче караимов не трогали, а в Киеве — расстреляли в Бабьем Яру. После захвата Крыма, где караимов было больше всего, руководство Айнзацгруппы послало запрос в Берлин и получило ответ от Гиммлера, что караимские общины нельзя считать еврейскими и даже царское правительство не считало из евреями, что же касается их расового происхождения, оно, судя по всему, монгольское, и они не подлежат уничтожению.

Возраст: первые упоминания о караимах датированы шестым-седьмым веком нашей эры.

Историческая родина: Крым.

Численность: в Крыму 730 человек, в мире — около 1800.

Место проживания: больше всего караимов живет в Симферополе и Евпатории.

Караимы: как исчезает народ

1913 год — 13 тысяч караимов

1959 год — 5,7 тысяч

1971 год — 4,5 тысячи

2001 год — в Украине 1230 человек (830 из них в Крыму)

2004 год — 1800 караимов: 830 в Украине (730 из них в Крыму), 200 в России, около 200 в Литве, еще 200 — в других странах

Чуфут-Кале находится в Бахчисарае в селе Староселье бывший Салачик).

Пешеходная тропа к Чуфут –Кале пролегает мимо православной святыни – мужского Свято — Успенского пещерного монастыря, о котором, наверное, стоит написать отдельно.

svyato-uspenskij-3-kopiya-sajt-kopiyabaxchisaraj-angel-kopiya

 

По пути можно заприметить немало вырубленных в скалах пещер. Это остатки старинного греческого поселения Мариамполь, существовавшее в этих местах примерно в VIII веке. Искусственные пещеры здесь пронизывают почти каждый скалистый уголок.

О существовании в этих краях караимов напоминает и старинное кладбище в расположенной вблизи Чуфут-Кале Иосафатовой долине, названной так в память о святом месте в Иерусалиме.  Сохранилась литография К. Боссоли, на которой это кладбище запечатлено в середине 19 века.

kladbishhe_karaimskix_evreev

Сейчас оно выглядит гораздо скромнее chufutcale30

Пройдя  через массивные ворота, попадаем в перекресток религий и эпох. В отличие от других пещерных городов Крыма, Чуфут – Кале сохранились  древние постройки, самая впечатляющая из которых, мавзолей Джанике -ханым — дочери хана Тохтамыша. Некрополь, строительство которого датируется ещё 30-ми гг. 15 века, впечатляет своей массивностью, величественной строгостью и красотой декоративных узоров на колоннах, которые даже время не смогло разрушить. Согласно одной из легенд хан застал здесь свою дочь с возлюбленным, и, испугавшись отцовского гнева, та бросилась вниз со скалы.

chufut-kale-kopiya

Есть еще одна, а точнее  не одна легенда их множество согласно одной из них , во дворец Тохтамыша, где живет затворницей юная Джанике, проникает пастушок Али и рассказывает ей, что Кырк-Ор осажден и люди гибнут от жажды. «Ты наша, Джанике», — настойчиво повторяет он; именно поэтому доверяется ей тайна колодца, куда ведет такой узкий ход, что только тонкая, как тростинка, девушка может пробраться к воде. Всю ночь они носят воду, наполняя каменный бассейн. К утру Джанике, не выдержав напряжения, умирает, почитаемая народом как избавительница родного Кырк-Ора.

 

Чуть пройдя, заглянув в глухой дворик можно увидеть караимские кенассы.

Кенасса — молитвенный дом караимов.

karamskaya-kenassa-kopiya

Оба молитвенных дома, несмотря на возраст, неплохо сохранились: Большая кенасса, украшенная аркадой из тесаных камней, построена в конце XIV века, малая — на 400 лет позже.

До 1917 года в Крыму действовали девять кенасс (для сравнения, по всей России их насчитывалось всего 20). Сейчас на полуострове сохранилось семь культовых караимских сооружений: две кенассы на Чуфут-Кале, две в Евпатории, по одной в Симферополе, Севастополе и Бахчисарае. Регулярные службы проводятся только в одной из них — евпаторийской.

В севастопольской кенассе ныне размещается спортивное общество «Спартак».

История Чуфут – Кале разнообразна, известно, что здесь ханы держали знатных пленников в надежде получить за них большой выкуп. В конце XV века здесь был заточен литовский посол Лез, в середине XVII века — польский гетман Потоцкий (он воевал против давних заклятых врагов крымского хана — запорожских казаков, однако в плену держали и его. Дело ведь не в том, кто ты, враг или союзник. Плати выкуп!). Томились в застенках Чуфут-Кале и русские послы, видные политические деятели — любимец Ивана Грозного Василий Грязной, а также Василий Айтемиров и князь Ромодановский, посланные в конце XVII века в Крым для заключения мирного договора.

С 1660 по 1681 годы здесь находился в заточении русский воевода В.Б. Шереметев, плененный на Волыни. Только через 11 месяцев начались переговоры о выкупе. Четыре хана успели смениться за время заточения воеводы, предъявляя свои трудные для выполнения требования. Согласно некоторым источникам, в качестве выкупа крымские ханы требовали, ни много ни мало, два города — Казань и Астрахань. Сам Шереметев не хотел свободы такою ценой. Царю Алексею Михайловичу он писал: «Хан мучил меня, никого так никто не мучает, которые есть государевы люди у мурз, у аг, и у чёрных татар. Кандалы на мне больше полпуда; четыре года беспрестанно я заперт в палату, окна заделаны каменьями, оставлено только одно окно. На двор из избы пяди не бывал я шесть лет и нужу всякую исполняю в избе; и от духу, и от нужи, и от тесноты больше оцынжал, и зубы от цынги повыпадали, и от головных болезней вижу мало, а от кандалов обезножел, да и голоден…» Только поняв, что требование невыполнимо, хан принял за воеводу 60 тысяч рублей золотом — и отпустил знатного пленника. Вернувшись уже ослепшим, тяжелобольным, Василий Борисович умер на родине всего через полгода..

 

За воротами Средней стены начинается Главная улица, в каменную поверхность которой глубоко врезались колеи; для пешеходов оставлены узкие тротуары из каменных плит, неплохо сохранившиеся. Справа за невысокой стеной — два жилых дома XVIII в. В одном из них до конца своих дней жил известный караимский ученый Авраам Самуилович Фиркович (1787-1874). chufut-ulochka-kopiya

Начиная с Екатерины 2 Чуфут -Кале посетили все русские самодержцы за исключением Павла 1

127636870_sssss_rrrr

На стенах развешены портреты всех государей, посещавших Чуфут-Кале. Для приема членов царствующей фамилии рядом с усадьбой А.С. Фирковича в 1896 году караимское общество воздвигло дворец, к сожалению, снесенный в 1930 году. Ныне от него сохранилась лишь цокольная часть, под которой находятся обширные пещерные помещения.

В разное время Чуфут-Кале посещали известные писатели и поэты: А.С. Грибоедов, Адам Мицкевич, В.А. Жуковский, Леся Украинка, М.М. Коцюбинский, А.М. Горький, А.Н. Толстой, В.А. Луговской, Джеймс Олдридж, А.Г. Битов, художники И.Н. Крамской, И.Е. Репин, В.А. Серов, А.В. Куприн, Е.В. Нагаевская и другие

Автор Борис Колесников 184 Articles
Секретарь Севастопольского регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия". Депутат Законодательного собрания города Севастополя

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий