Не законная обратная сила.

В январе 2015 года Законодательное Собрание города Севастополя приняло, на мой взгляд, очень важный закон «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя»

С момента его принятия до настоящего времени в этот закон внесено семь поправок, каждая из которых улучшала положение лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки.

Например, согласно статье 4 закона

«Гражданам из числа указанных в пункте 1 Указа Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года № 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны» бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, предоставляются следующие дополнительные меры социальной поддержки:

1) снижение в размере 25 процентов платы за жилое помещение, в том числе членам их семей, совместно с ними проживающим;

2) снижение в размере 25 процентов платы за коммунальные услуги — в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с федеральным законодательством, в том числе членам их семей, совместно с ними проживающим.

Для членов их семей, совместно с ними проживающих, предоставляется снижение в размере 75 процентов платы за коммунальные услуги — в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с федеральным законодательством».

20 апреля 2017 года Правительство Севастополя приняло Постановление № 324 ПП «Об установлении на территории города Севастополя норм пользования жилищно-коммунальными услугами для граждан, которые имеют льготы по их оплате и имеют право на назначение субсидий»

Данное Постановление совершенно правомерно принято во исполнение закона закон «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя», поскольку законодательное Собрание в самом законе уполномочило Правительство Севастополя  определять Порядок и условия предоставления гражданам мер социальной поддержки, установленных настоящим Законом.

Однако в вышеназванном Постановлении Правительства содержится указание о том, что Постановление распространяет свое действие  на правоотношения, возникшие с01.01.2017 года.

Не знаю, как считали экономисты в Правительстве, что предполагали юристы, но  ко мне на депутатский прием пришли граждане (пенсионеры) с платежками из Севтеплоэнерго, из текста которых следует, что теплоснабжающая организация произвела на основании Постановления Правительства перерасчет за предоставленные услуги и доначислили  примерно 1500 рублей. При пенсии в 8 -10 тысяч, дополнительные незапланированные расходы  в размере полторы  тысячи  -катастрофа для домашнего бюджета.

К Постановлению после его изучения, возникло сразу много вопросов, начиная от «декоративных» связанных с техникой оформления подзаконного акта, до самой его сути, правомерности некоторых норм.  Но главный вопрос теоретический. Может ли подзаконный  правовой акт регулировать отношения, возникшие до его вступления в силу, так сказать задним числом? Чтобы ответить на этот вопрос можно начать издалека, вспомнив статью 4 ГК РФ, согласно которой:

«Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом».

 

Получается что только закон, но отнюдь не подзаконный акт сможет иметь обратную силу. В этом случае я рискую втянуться в никому не нужный спор, к какой области права относится законодательство о социальной поддержке отдельных категорий граждан. Ведь гражданское законодательство находится во всецелом ведении Российской Федерации и не находится в совместном ведении РФ и ее субъектов.

Обращусь к нашему региональному закону Севастополя «О правовых актах города Севастополя»

https://sevzakon.ru/view/laws/bank/09_2015/o_pravovyh_aktah_goroda_sevastopolya

согласно статье 38 которого: «Придание правовому акту обратной силы не допускается, кроме случаев, предусмотренных Конституцией Российской Федерации». Надо заметить, что Основной Закон Государства не предусматривает подобных случаев.

В этом разрезе интересна позиция, высказанная Конституционным судом РФ в Постановлении от 24 октября 1996 г. N 17-П

«По смыслу Конституции Российской Федерации и названного Федерального закона общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, а соответственно и объединений, созданных для реализации конституционных прав и свобод граждан, обратной силы не имеет. Данный принцип применен, в частности, в гражданском (статьи 4 и 422 Гражданского кодекса Российской Федерации), таможенном (статья 234 Таможенного кодекса Российской Федерации), уголовном (статья 6 Уголовного кодекса РСФСР) законодательстве.

Вместе с тем Конституция Российской Федерации содержит и прямые запреты, касающиеся придания закону обратной силы, которые сформулированы в ее статьях 54 и 57. Положение статьи 57 Конституции Российской Федерации, ограничивающее возможность законодателя придавать закону обратную силу, является одновременно и нормой, гарантирующей конституционное право на защиту от придания обратной силы законам, ухудшающим положение налогоплательщиков, в том числе на основании нормы, устанавливающей порядок введения таких законов в действие».

 

Таким образом, у Законодательного Собрания есть все основания предложить Правительству  изменить текст своего Постановления или издать в рамках своей компетенции соответствующее разъяснение о порядке применения Постановления с целью исключения нарушения прав граждан.

Понимаю. что затронутая проблемма. мало касается пользователей интернета, но всеже, если у кого возникла таже проблемма, прошу написать в комментариях.

Автор Борис Колесников 191 Articles
Секретарь Севастопольского регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия". Депутат Законодательного собрания города Севастополя

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий