Эвакуатор. Машина в начале, деньги потом

Во вторник, 3 октября, на пленарном заседании сессии Законодательного Собрания в числе иных вопросов будет рассмотрен протест прокурора города Севастополя.

Озабоченность прокурора вызвало содержание статьи 7 Закона Севастополя  «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата задержанных транспортных средств в городе Севастополе»

согласно которой возврат эвакуированного транспортного средства осуществляется только после оплаты  расходов по перемещению и хранению транспортного средства, в то время как Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ) установил правило, согласно которому возврат задержанных транспортных средств их владельцам осуществляется незамедлительно после устранения причины их задержания.

 

Такая нестыковка местного и федерального закона возникла вследствие того, что в июне 2016 года Госдумой  в КоАп РФ были внесены соответствующие изменения, а в местный закон, принятый в 2015 году, нет.

Поэтому прокурорский протест вероятнее вего будет удовлетворен, поскольку местный закон не может противоречить требованиям федерального законодательства и автовладельцы смогут забирать перемещенные на спецстоянку автомобили без лишних проволочек, а со штрафами и иными платежами разбираться после.

За какие нарушения автомобиль может угодить в эвакуацию?

Определимся с терминами

Правил парковки не существует. Есть правила остановки и правила стоянки, есть дорожные знаки и разметка запрещающие остановку или стоянку.

Эвакуации автомобилей за нарушения ПДД не существует. Есть мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении — задержание транспортного средства.

 

В соответствии со статьей 27.13 КоАП автомобиль может быть задержан, доставлен и помещен на штрафстоянку при обнаружении правоохранительными органами следующих нарушений:

 

 

Незаконное использование автотранспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, для перевозок грузов и (или) пассажиров между пунктами, расположенными на территории Российской Федерации,

 

Осуществление международных автомобильных перевозок с незаполненными разрешениями, разрешениями, заполненными с нарушением установленных правил, или разрешениями, не соответствующими виду перевозки, либо без разрешений, если такие разрешения обязательны, либо без учетного талона, выдаваемого органами государственного контроля (надзора) за осуществлением международных автомобильных перевозок

 

Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе регистрационных документов на транспортное средство, а в установленных случаях документов, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, с отметками таможенных органов, подтверждающими временный ввоз транспортного средства,

 

Управление транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда)

 

Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды)

 

Управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортными средствами

 

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния

 

Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств

(в части несоблюдения требований, предписанных дорожными знаками, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств, при их применении со знаком дополнительной информации (табличкой), указывающим, что в зоне действия данных дорожных знаков осуществляется задержание транспортного средства)

 

Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств в местах, отведенных для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов

 

Остановка или стоянка транспортных средств на пешеходном переходе и ближе 5 метров перед ним, за исключением вынужденной остановки, либо нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на тротуаре

 

Остановка или стоянка транспортных средств в местах остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси либо ближе 15 метров от мест остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси

 

Остановка или стоянка транспортных средств на трамвайных путях либо остановка или стоянка транспортных средств далее первого ряда от края проезжей части

 

Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств, а равно остановка или стоянка транспортного средства в тоннеле

 

Невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения

 

Невыполнение требования Правил дорожного движения о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен

 

Использование транспортного средства исключительно или преимущественно в качестве передвижной рекламной конструкции

 

Приведенный список нарушений можно считать исчерпывающим, я пропустил нарушения связанные с перевозкой негабаритных и опасных грузов. В остальных случаях применений эвакуатора незаконно и применяться не может.

 

Самая распространенная ситуация влекущая задержание транспортного средства, выглядит следующим образом. Водитель паркует автомобиль в неположенном месте и уходит по своим делам. Появляются сотрудники полиции, и фиксируют факт нарушения правил дорожного движения. При этом они вызывают службу, занимающуюся эвакуацией.  Еще раз подчеркну, эвакуация автомобилей разрешена только в том случае, если под дорожным знаком размещена специальная табличка с надписью «Работает эвакуатор». В случае ее отсутствия эвакуация незаконна.

В случае, когда водителю повезло, и он появился до того момента, как эвакуатор начинается трогаться с места с погруженным авто, то по закону транспортное средство должны снять с эвакуатора.

Эта ситуация четко и однозначно предусмотрена ч.1.1 ст.27.13 КоАП РФ, в которой указано:

«Задержание транспортного средства прекращается непосредственно на месте задержания транспортного средства в присутствии лица, которое может управлять данным транспортным средством в соответствии с Правилами дорожного движения, если причина задержания транспортного средства устранена до начала движения транспортного средства, предназначенного для перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку».

 

Конечно, для разного рода ловкачей существует гипотетическая возможность сперва быстренько погрузить автомобиль на эвакуатор, пока водителя еще нет, проехать несколько метров, фиксируя процесс на видео, и лишь потом составить протокол? Эвакуатор тронулся, процесс пошел, а стало быть, машину забрать уже невозможно. Но, федеральный законодатель такую ситуацию предвидел. Согласно требованиям закона водитель эвакуатора должен иметь на руках копию протокола о задержании транспортного средства, без нее он уехать на штрафстоянку не может.

Итак, еще раз: процесс эвакуации начинается в момент отъезда эвакуатора с места нарушения, и в эту самую секунду у водителя должен быть на руках заполненный и подписанный инспектором ГИБДД протокол о нарушении.

Если вы пришли, а вашу машину грузят на эвакуатор, водитель обязан прервать погрузку и вернуть вам ваше имущество. Если он отказывается выполнять это требование, то сам подпадает под действие статьи 12.35 КоАП РФ «Незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию» Надо только этот процесс зафиксировать с помощью свидетелей.

 

В заключение выражу свое мнение, которое никому не поможет. Принудительная эвакуация автомобиля, безусловно, необходимое средство воздействия, если водитель пьян, если оставленный им автомобиль мешает другим участникам движения. Однако принудительная эвакуация является ограничением моих прав распоряжаться собственностью, в данном случае автомобилем. Статья 55 Конституции РФ говорит: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Не все пункты ПДД предусматривающие эвакуацию ТС можно квалифицировать как те, которые направлены на защиту конституционного строя или прав и законных интересов других лиц.  Список нарушений должен быть пересмотрен в сторону сокращения.

 

Автор Борис Колесников 202 Articles
Секретарь Севастопольского регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия". Депутат Законодательного собрания города Севастополя

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий