Закон Севастополя «О референдуме» Кому участвовать?

На прошедшем пленарном заседании сессии законодательного Собрания города Севастополя, был принят во втором чтении закон Севастополя «О референдуме города Севастополя» Пока  принятый закон не подписан Губернатором он находится на сайте заксобрания в разделе «проекты законов» https://sevzakon.ru/view/laws/bank_zakonoproektov/i_sozyv_2017/pr_zak_19_434/tekst_zakonoproekta/

Но скоро, конечно перекочует в  раздел «ЗАКОНЫ» и вышеприведенная ссылка станет не рабочей.

Севастопольские СМИ тут же попытались прокомментировать закон, иногда это получалось нелепо. Например, интернет –издание Информер почему –то называет этот закон законом о МЕСТНОМ референдуме:

«Сегодня на очередном пленарном заседании Законодательного Собрания депутаты приняли закон о местном референдуме. За документ во втором чтении проголосовали 22 парламентария». 

Местный референдум по своей правовой природе отличается от референдума субъекта федерации (города федерального значения Севастополя). Закона «О местном референдуме» у нас пока нет.

Но вопрос в другом. Разные издания некоторые с иронией, цитируют мой вопрос заданный докладчику.

«Депутат ЗС Борис Колесников поинтересовался, почему законом предоставлено право голосовать на референдуме гражданам с временной регистрацией, которые находятся в Севастополе больше трех месяцев».

 

Иную, диаметрально противоположную, точку зрения выразил лидер Севастопольского регионального отделения партии Справедливая Россия Евгений Дубовик

«Этот закон ущемляет права севастопольцев. Население Севастополя по неофициальным данным за три года выросло более чем в два раза. Многие приехали временно или на заработки. Теперь «временно проживающие» получили возможность решать судьбу города и высказаться на референдуме по самым злободневным проблемам Севастополя, по сути, не прожив их»

Ценз проживания в городе должен быть не мене пяти лет. Город невозможно понять за три месяца.

 

 

Мой вопрос относительно права участвовать в референдуме лицам, имеющим временную регистрацию не менее трех месяцев до дня голосования, возник не на пустом месте.

Статья 3 принятого закона «О референдуме…» гласит: «Правом голосовать на референдуме города Севастополя обладают граждане Российской Федерации, достигшие на день голосования возраста 18 лет, место жительства которых расположено на территории города Севастополя, а также граждане Российской Федерации, достигшие на день голосования возраста 18 лет, зарегистрированные по месту пребывания (временного пребывания) на территории города Севастополя не менее чем за три месяца до дня голосования и включенные в список участников референдума в соответствии с настоящим Законом».

То, что в референдуме участвуют жители Севастополя, — граждане РФ достигшие определенного возраста, не вызывает никаких сомнений. А вот давать такое право лицам, временно пребывающим в городе, это прерогатива законодателя субъекта федерации. При этом никто не дал нам права регулировать срок, который человек должен временно прожить в городе, что бы получить право высказать свое мнение на референдуме.

В перерыве сессии, я подошел к одному уважаемому мной юристу и спросил, не видит ли он нарушений прав человека в это чертовой «трехмесячной» норме. Получил ответ отрицательный. Это вполне ожидаемо, ведь к законопроекту приложено заключение правового управления Администрации Президента РФ и ЦИК РФ. Среди массы замечаний высказанных в этих документах, нет  ни слова об ограничении прав человека.

Для начала разберемся, в чем разница между терминами временное пребывание и место проживания (жительства)

Место пребывания.  Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, — гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристская база, иное подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина. Такое определение дано в Правилах регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства пределах РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ № 713 от 17.07.1995 г

Место жительства Согласно тем же правилам, местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника или по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ. К таким местам относятся: жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение.

В настоящее время, к сожалению, действующие правовые конструкции и механизмы российского законодательства в большинстве случаев построены на понимании места жительства гражданина как совокупности составляющих места проживания и регистрации по данному месту проживания, что ставит под удар провозглашенный принцип о том, что «регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан».

 

Теперь вернусь к нашему заочному спору с Евгением Дубовиком. Один считает, что для участия в референдуме надо прожить в городе не менее пяти лет, другой, т.е. я, что  введенное  трехмесячное ограничение  прямое нарушение прав человека.

Я, говоря о нарушении прав человека, имею в виду норму Конституции РФ, в которой указано:

Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.(ч.2 ст.32)

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. (ч.3 ст.55)

По моему мнению, что точка в этом вопросе давно поставлена Конституционным судом РФ, указав:

…Из этого следует, что уведомление гражданином Российской Федерации органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства в соответствии с установленным законом порядком является не только его правом, но и обязанностью. Вместе с тем сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. Согласно названному Закону органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства.

(Постановление Конституционного Суда РФ от 02.02.1998 N 4-П «По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713»

Таким образом, установление каких либо цензов в обсуждаемом вопросе, на уровне законодательства субъекта федерации, недопустимо.

Я буду рад, если кто ни будь, выскажет иную, аргументированную точку зрения.

Автор Борис Колесников 191 Articles
Секретарь Севастопольского регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия". Депутат Законодательного собрания города Севастополя

1 Trackback / Pingback

  1. Где можно без регистрации учиться, учиться и учиться...

Оставить комментарий