САМОГОСУПРАВЛЕНИЕ

Я давно, правда вынужденно следую совету профессора Преображенского «И — боже вас сохрани — не читайте до обеда советских газет». Газет, как и страны, нет.  Зато вполне добровольно  практически никогда не читаю заключения юридического управления Заксобрания на проекты законов. Я их не читаю не потому что лень или допустим, не верю нашим юристам, напротив, верю но  не хочу попасть в плен чужого мнения, пытаюсь сформулировать свое. Наверняка многим известно расхожее выражение «два юриста  — три мнения» так оно и есть. Обнаружив в заключении юристов мнение которое не совпадает с моим, боюсь что во мне проснется  адвокатский азарт отстоять свое мнение, доказать свое Я. В этом случае за запятыми  можно не увидеть человека, для которого этот закон принимается. Конечно, объяснился очень упрощенно.

Сейчас на сайте Заксобрание размещен проект закона Севастополя «О наделении органов местного самоуправления города Севастополя отдельными государственными полномочиями города Севастополя»

https://sevzakon.ru/view/laws/bank_zakonoproektov/i_sozyv_2016/pr_zak_19_379/

Мотив, которым руководствуется Правительство города, внося данный на рассмотрение депутатов законопроект прост и понятен. Чем больше реальных полномочий обеспеченных финансированием у местного  самоуправления, тем лучше. Ведь именно местные депутаты наиболее близки к избравшим их горожанам, им и реагировать на просьбы и предложения избирателей. Удовлетворять их потребности. Чем больше полномочий, тем больше для этого возможностей. Здесь я полностью согласен с Правительством. Согласны с этим  и главы муниципальных образований, каждый из них подтвердил желание своих муниципалитетов принять указанные в законопроекте полномочия.

Вроде все хорошо, чего я так разволновался? Как человек привыкший читать между строк (по-современному считывать сигналы) вижу, что этот вопрос волнует не только меня одного. Стоит обратить внимание, что на этот законопроект затребованы и размещены на сайте ЗС Заключение Контрольно-счетной палаты города Севастополя,   Заключение «Высшей школы государственного управления» РАНХиГС,    Письмо Государственно-правового управления Президента Российской Федерации. Вскоре обязательно появится заключение юридического управления Заксобрания.  такого не было даже  при принятии изменений в Устав Севастополя

В чем же проблема?  Первая, которая сразу бросается в глаза, следует из названия Закона. Местному самоуправлению передаются отдельные государственные полномочия. Теперь надо разобраться, чем отличаются государственные полномочия от собственных полномочий местного самоуправления, которые определены федеральным законом.

Конституция Российской Федерации 1993 года, признавая и гарантируя местное самоуправление, использует, в частности, понятия «полномочия местного самоуправления», «права местного самоуправления». Отсюда, государство признает за муниципальными образованиями определенную совокупность прав и обязанностей необходимую для решения вопросов местного значения, осуществления функций местного самоуправления на территории муниципального образования.

Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, о том, что полномочия органов местного самоуправления складываются из двух групп:

  1. Собственные или «основные». Полномочия, вытекающие из собственной компетенции местного самоуправления, т.е. те которые признало и закрепило государство и которые обеспечивают самостоятельное решение населением вопросов местного значения (ст. 12, 133 Конституции РФ).

Отдельные государственные полномочия.  Полномочия,  которые передаются местным органам на основании закона с предоставлением необходимых материальных и финансовых средств для их реализации и государственным контролем над исполняющими органами местного самоуправления (ч.2.ст. 132 Конституции РФ).

Понятие «отдельные государственные полномочия» раскрыто в статье 19 федерального закона «ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/

Согласно определению «Полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления

Вопросы местного значения, а их немало, перечислены в статьях 14 — 16 этого закона. Вопросы благоустройства территории отнесены федеральным законом к вопросам местного значения и согласно федеральному закону не могут являться отдельными государственными полномочиями. Напомню, что проектом закона Севастополя  в основном, как  отдельные госполномочия передаются  вопросы благоустройства.

На всякий случай скопирую из проекта закона  все 11 полномочий, которые намереваются передать муниципалитетам

  1. В целях обеспечения жизнедеятельности населения города Севастополя, органы местного самоуправления наделяются следующими отдельными государственными полномочиями в сфере благоустройства:

1) реализация мероприятий по санитарной очистке территорий муниципальных образований;

2) реализация мероприятий по удалению твердых коммунальных отходов, в том числе с мест несанкционированных, неконтролируемых и бесхозных свалок, и транспортировка для их утилизации;

3) реализация мероприятий по созданию, содержанию зеленых насаждений, обеспечению ухода за ними;

4) реализация мероприятий по созданию, приобретению, установке, текущему ремонту и реконструкции элементов благоустройства;

5) реализация мероприятий по содержанию и ремонту кладбищ;

6) реализация мероприятий по обустройству площадок для установки контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов;

7) обеспечение и реализация мероприятий по обустройству и ремонту тротуаров (включая твердое покрытие парков, скверов, бульваров);

8) реализация мероприятий по обустройству и содержанию спортивных и детских игровых площадок (комплексов);

9) обеспечение и реализация мероприятий по ремонту и содержанию внутриквартальных дорог;

10) обеспечение и реализация мероприятий по демонтажу, перемещению, хранению и утилизации незаконно (самовольно) размещенных на земельных участках объектов, не являющихся объектами капитального строительства (в том числе нестационарных торговых объектов);

11) реализация мероприятий по регулированию численности бездомных животных на территории города Севастополя.

Из перечисленных полномочий к отдельным государственным можно отнести только два. Это пункт 11 «реализация мероприятий по регулированию численности бездомных животных на территории города Севастополя» поскольку  в соответствии с федеральным законом №184 к госполномочиям отнесено «организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных.

(кстати невнятную формулировку  «регулирование численности бездомных животных». В случае принятия законопроекта я бы заменил на формулировку из федерального закона «отлов и содержание безнадзорных животных». Т.е вменив в обязанность  не абстрактное, вполне возможно не гуманное регулирование, а  именно отлов и содержание).

Также  с натяжкой можно отнести к госполномочиям пункт 5 проекта закона  — реализация мероприятий по содержанию и ремонту кладбищ. Поскольку  статьей 25 федерального закона «О погребении и похоронном деле» установлено: «Законами субъектов Российской Федерации — городов федерального значения полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные настоящим Федеральным законом, могут быть отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения».

Хотя если разобраться эти полномочия и так относятся к полномочиям местного самоуправления.

Наделив  органы местного самоуправления  их собственными полномочиями под видом государственных, боюсь, что мы нивелируем сам смысл местного самоуправления,  превратив его,  по сути, в некие подразделения  правительства. Естественно не претендую на истину в последней инстанции, но  проект закона в предлагаемых формулировках мне кажется неприемлемым, но черт возьми, если муниципальные депутаты не возражают  против принятия  этих полномочий, то наступлю себе на горло и проголосую  за принятие законопроекта. Наверно……

Автор Борис Колесников 191 Articles
Секретарь Севастопольского регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия". Депутат Законодательного собрания города Севастополя

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий