О ГЕНПЛАНЕ СЕВАСТОПОЛЯ И НЕ ТОЛЬКО.

 

Оптимальное управление развитием города невозможно лишь только сверху – с властного Олимпа. Без согласования тех или иных решений властей с людьми возникают локальные «войны», как результат сопротивления населения, что, собственно, мы имеем после проведенных 12 мая слушаний по генплану.

Все граждане чуть ли не наизусть знают основы конституционного строя Российской Федерации, где самое главное прописано в статье 3: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления».

Следовательно, вопрос учёта общественного мнения при разработке генерального плана – основополагающий. Деятельность власти, направленная на развитие региона, — это, прежде всего, работа «на земле», с людьми. Невозможно управлять городом, не структурировав вертикаль, обеспечивающую обратную связь с населением.

Что получилось с генпланом? По сути, в противоречие с Конституцией, оказались отстраненными от управления собственным городом люди — те, кто на самом деле строит, развивает, платит налоги, детей рожает и их воспитывает… Отсюда — возникшие противоречия с властью, которая не учла экономические, социальные, культурные интересы и потребности горожан. Как можно руководить городом, не зная, кто, как и чем в нём живет? Для чего тогда в городе столько структурных подразделений, служб исполнительной власти?

Представим себе идеальную модель: каждый человек имеет возможность сообщить властям, что ему нужно для нормальной жизнедеятельности, а  эта информация не потерявшись, достигнет адресата и будет учтена с точки зрения экономической, социальной целесообразности, то есть сработает обратная связь, о которой мечтает каждый житель любого населенного пункта. Что мешало изначально создать электронную приёмную, где бы аккумулировались все запросы населения, велся мониторинг всего, что происходит в городе с чётко сформированной, прозрачной структурой обратной связи «власть-население» и вести с людьми честный, открытый диалог?

Давайте уясним себе, что генплан – это не раскрашенные картинки, которые нам попытались представить разработчики, а комплексная система развития города, учитывающая в первую очередь интересы людей, его населяющих, поскольку без людей – нет города! Основа генплана – стратегия развития региона, всех сфер его жизнедеятельности. Севастопольцы должны понимать, как они, их дети и внуки будут жить в своём городе, где работать, учиться, отдыхать, какие перспективы даст развитие промышленности, сельского хозяйства, науки, культуры, какие изменения претерпит социальная, коммунальная инфраструктуры для обеспечения комфортной, качественной жизни, работы, учебы и отдыха горожан.

В проекте генплана всё это, если и  просматривается, то с большой долей собственного воображения. Мало того, нет и основы генплана – Стратегии СЭР. Разработчики пояснили, что основывались на предыдущих документах – ещё советской, украинской бытности! Возможно ли проводить анализ, не имея данных по инвентаризации земельной и имущественной собственности города, наконец, кадастровой карты, в которой указывается точная площадь, адрес, стоимость, статус, характеристика, дата взятия на учет, форма собственности того или иного земельного участка, недвижимости? Нет, конечно. Взятая «с потолка» информация приводит к абсурду, что имеем на выходе.

В новостной ленте на сайте Правительства только сейчас (15-16 мая), т.е. после проведения общественных слушаний (!), появились объявления о проведении собраний участников публичных слушаний по обсуждению проектов планировки и проекта межевания территорий, проектно-изыскательских работ в сёлах севастопольского региона, озвучено намерение решить проблемы садоводов, что можно только приветствовать.  Однако этот факт лишний раз подтверждает, что разработчики генплана всю эту работу не удосужились проделать.

Почему? Ответ найден. Все СМИ уже дали название документу – «генплан Чалого» и, смакуя, цитируют отдельные высказывания «просто депутата». В данном контексте обращаем внимание на одно из них: «Я имею достаточно прямое отношение к тому событию, которое сегодня происходит. Я был инициатором деятельности трехлетней давности. Благодаря этой деятельности, которая финансировалась не за государственные средства, были привлечены к разработке упомянутых технических заданий три команды и проведён соответствующий конкурс».

Заостряем внимание следственных органов на последней фразе. Депутат, за собственные или чьи-то ещё личные средства привлёк к разработке три команды, взяв на себя функции исполнительной власти. Есть ли в этом коррупционная составляющая, основанная на собственном бизнес-интересе и коммерческих интересах депутатского окружения? Ответ на этот вопрос надеемся получить от компетентных органов.

Оценку самому же  детищу «привлеченных» вышеназванным депутатом команд разработчиков уже дали севастопольцы, которые не повелись на «веселые картинки», что вполне ожидаемо. Севастопольцы в большинстве своём – образованные, грамотные люди, сумевшие разглядеть суть за «раскрасками».  А суть ясна, как божий день: представленный проект генплана отражает лишь интересы заказчика.

Посему вполне разделяю мнение многих севастопольцев, предлагающих разорвать контракт с исполнителями личного заказа, объявить новый конкурс – открытый и прозрачный с обязательным условием: участие севастопольских специалистов в его разработке. Таковые у нас есть. За них стыдно не будет.

Помнится, в течение нескольких лет, начиная с 2000 года, мне как журналисту приходилось работать с группой севастопольских учёных  под руководством к.г.н. Александра Прималенного (он был автором раздела последнего генерального плана Севастополя по его формированию как экополиса и ряда других фундаментальных программ).  К сожалению, сменяющие друг за другом руководители города, игнорировали прогрессивные разработки, имеющие конечную цель – повышение качества жизни севастопольцев. Во главе угла стоял «распил» земель и городской собственности. Отсюда – повсеместная бессистемность застройки, не учитывающей социальные, экологические, экономические факторы и другие. Самый яркий пример – застройка прибрежной полосы. Последствия созданной там техногенной нагрузки непредсказуемы…

В то время на одной из научных конференций  в качестве иллюстрации были представлены уникальные информационные технологии, была продемонстрирована электронная схема Севастополя, как элемент генерального плана города-экополиса, состоящая из множества электронных слоёв. Это было потрясающе! О каждом кусочке севастопольской земли, о каждом объекте можно было получить ЛЮБУЮ интересующую информацию! Путем наложения друг на друга электронные слои в разной комбинации давали возможность анализировать и контролировать ту или иную сферу жизнедеятельности города, проводить постоянный мониторинг и на этой основе оперативно обновлять или создавать новые схемы генерального плана развития. На базе этой — огромной по объему информации – давалась целостная характеристика каждому участку города, что позволяло в принципе выйти на экономические показатели целесообразности использования той или иной территории в отраслевом направлении, решать вопросы быстро, качественно, системно.

 

К работе привлекались не только севастопольские градостроители, но и гидрологи, биологи, геологи, экономисты, экологи… Поэтому анализ каждого участка был всесторонний. Была создана действующая система, дающая чёткое представление в реальном времени обо всех процессах, в том числе природных (вплоть до описания почв и коренных пород, границ водоразделов и т.д.), происходящих в территориальных комплексах города. Отсюда рождались рекомендации землепользователям: где можно вести земельные работы, а где нельзя, какой объект, в чьей собственности находится, как предусмотреть экологические и другие риски, каким образом решать проблемы и научно обосновывать претензии и т.д. На основании таких данных можно было формировать реальную себестоимость земли. Для руководителя города – научно обоснованное решение. Кроме того, — возможность видеть динамику земельных ресурсов, уровень техногенной нагрузки, что является важным фактором предотвращения техногенных катастроф и обеспечения безопасности населения. Мониторинговая интеллектуальная система предусматривала обратную связь с населением в автоматизированном режиме. Ко всему прочему, генплан сопровождали программы по санитарной очистке, озеленению, экологической и информационной безопасности…

Увы! Как было сказано выше, властям было удобнее управлять в ручном режиме…

Хотелось бы надеяться, что разработкой нового генплана займутся не просто  профессионалы, но настоящие граждане своей страны, которые в своей работе будут основываться на запросах, интересах населения – в каждом микрорайоне, в каждом селе. И, определив перспективы развития каждого населенного пункта, смогут разработать на этой основе качественный генплан развития города-героя, сообразуясь с утверждённой и согласованной правительством РФ Стратегией СЭР.

 

Татьяна Сандулова, депутат Законодательного Собрания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор Борис Колесников 198 Articles
Секретарь Севастопольского регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия". Депутат Законодательного собрания города Севастополя

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий